Москва
Отделения и банкоматы
Связаться с нами
Москва
Все регионы

Что для компании может быть дороже прибыли? ESG-трансформация

Архив
15 декабря 2021
179

В последние годы тренд на экологичность, этичность и социальную направленность бизнеса стал практически основополагающим для многих компаний. В результате возникло понятие ESG. Рассказываем, что это такое, и зачем компаниям нужно соблюдать ESG-подход.

Англоязычная аббревиатура ESG переводится как «экология, социальная политика и корпоративное управление».

По сути, это индекс, который представляет собой набор вышеперечисленных характеристик. По нему можно оценить меры, которые принимает компания, чтобы улучшить окружающий мир. Речь идет не только об экологии, но и о борьбе с бедностью, о развитии технологий, облегчающих жизнь, и даже о прозрачном ведении бухучета.

Подход ESG базируется на трех принципах:

  • Заботе об окружающей среде.
  • Высокой социальной ответственности.
  • Прозрачном корпоративном управлении.

В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан еще в 1997 году. Именно он предложил владельцам крупных корпораций и компаний включить эти принципы в стратегию развития, в первую очередь для борьбы с изменениями климата.

Этот тренд давно популярен за рубежом, а за последние несколько лет к нему успели приобщиться и российские компании. Например, треть крупнейших банков страны уже внедрили в кредитный процесс ESG-оценку компаний. Это значит, что перед тем, как выдать кредит компании, финансовое учреждение будет тестировать ее на соответствие принципам устойчивого развития.

Бизнес, который может считаться хорошим по ESG-показателям, должен соответствовать трем вышеперечисленным параметрам. Если описывать вкратце, то компании для этого нужно:

  1. Перестать портить окружающую среду или хотя бы пытаться снизить наносимый ей ущерб. Например, прекратить использовать натуральный мех в производстве, сортировать отходы, контролировать количество вредных выбросов в атмосферу и воду.
  2. Позитивно влиять на общество. Руководство компании должно относиться с уважением не только к партнерам и потребителям, но также к сотрудникам и поставщикам. Чтобы соответствовать стандартам, бизнесу нужно следить за условиями труда, гендерным балансом или инвестировать в полезные социальные проекты. Например, популярный американский бренд верхней одежды Patagonia часть средств с продажи своей продукции направляет на повышение заработной платы рабочим своих фабрик.
  3. Стремиться улучшить управление в компании. Ключевыми элементами хорошего корпоративного управления являются финансовая и бухгалтерская прозрачность, достойный уровень зарплат, создание здоровой атмосферы в коллективе, а также противодействие коррупции.

Чтобы соответствовать устойчивому развитию, компании важно соблюдать баланс между тремя ESG-принципами. Но в зависимости от сферы деятельности этот баланс может быть смещен. К примеру, компании, занимающейся добычей нефти, в первую очередь стоит сфокусироваться на экологии.

Оценивают соответствие компаний ESG-принципам независимые агентства — Bloomberg, JUST Capital, MSCI и другие. Они оценивают показатели деятельности компаний и присваивают им баллы. Какой-то единой системы оценки не существует, каждое агентство делает это по-разному.

Даже если какому-то современному предприятию ESG-принципы далеки или мало применимы, соблюдать их все равно придется, потому что без этого компании сложно претендовать на крупные инвестиции и конкурировать на мировом рынке.

Эксперты считают, что одна из причин популярности соблюдения ESG-принципов — следование интересам миллениалов (людей, рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Для них бизнес — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.

Кроме того, ESG-подход дает несколько серьезных преимуществ:

  • Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, некоторые крупные финансовые организации готовы предоставить займы под процентную ставку, размер которой тесно связан с тем, как компания выполняет требования экологической политики.
  • Предприятия, следующие принципам устойчивого развития, получают положительное отношение к бренду со стороны сотрудников и покупателей. Так, согласно результатам исследования центра Edelman, до 71% опрошенных респондентов готовы перестать покупать продукцию компании, если она не помогает восстановиться окружающей среде.

Считается, что пока ESG-принципы мало распространены в России, но уже около 200 отечественных компаний заявляют о своей готовности реализовывать стратегии устойчивого развития. Некоторые из них уже получили ESG-рейтинги различных агентств.

Компании, которые не обращают внимания на ESG, рискуют потерять доверие инвесторов и хорошую репутацию бизнеса. А значит, тренд на устойчивое развитие будет востребован и дальше.

Еще по этой теме

АТБ защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.