Краудфандинг. Что о нем нужно знать, если хотите собрать инвестиции?
Что объединяет альбом Spirit группы Би-2, картофельный салат жителя штата Огайо (США) и фабрику по производству сладостей Cocco bello в маленькой уральской деревне? Деньги на каждый из проектов собрали с помощью краудфандинга. На салат, например, молодой человек получил 60 000 $. Краудфандинг — это хороший способ быстро получить инвестиции на развитие. Рассказываем о нюансах.
Как работает краудфандинг?
Краудфандинг — это способ привлечь инвестиции для реализации своего проекта. Чаще всего участвуют две стороны:
- фаундеры — те, кому нужны деньги;
- бэкеры — инвесторы, которые вкладываются в проект.
Вот как это работает. У фаундера есть идея – это может быть что угодно: стартап, запуск музыкального альбома, выставка, доставка обедов в дом престарелых, разработка компьютерной игры или покупка оборудования для производства.
Запускается проект по сбору средств: указывается срок, конечная цель, необходимая сумма, подробное описание проекта и отображается процесс сбора средств. Кампанию можно запустить на специализированной платформе, своем ресурсе или в социальных сетях. Когда проект запущен, любой желающий может перевести комфортную для него сумму.
Как правило, бэкерам за участие предлагают бонус, например, упоминание в титрах, первые экземпляры продукции, особые условия или акции. Тип вознаграждения зависит от вида краудфандинга, которым воспользовался фаундер.
Виды краудфандинга
Выделяют 3 основных вида краудфандинга, которыми может воспользоваться бизнес:
- Бэкеры получают бонусы (reward crowdfunding). Как правило, это что-то привлекательное для аудитории, например, скидки, уникальная продукция, которой не будет в продаже, встреча с организаторами. Обычно компании продумывают многоуровневые системы бонусов: чем больше пожертвование — тем лучше подарок.
- Бэкеры получают часть прибыли (debt crowdfunding). Этот вариант подходит бизнесам, которые планируют выпускать востребованные на рынке продукты. Когда компания начнет получать прибыль, она перечислит инвесторам фиксированный процент.
- Бэкеры получают долю в компании (equity crowdfunding). Чаще всего это акции. Инвесторы становятся совладельцами и в будущем могут получать дивиденды.
Кроме этого, существует вид краудфандинга, которым пользуются стартапы, когда запускают новые криптовалюты (ICO). Инвесторы за участие в проекте получат несколько монет.
Кроме этого, существует классификация Банка России:
- p2p: фаундер и бэкер — это физлица;
- p2b: фаундер — юрлицо, а бэкеры — это физические лица;
- b2b: фаундер и бэкер — это юрлица.
Любой из видов, указанных выше, можно реализовать в нескольких моделях.
Модели краудфандинга
В основном используют эти 5 моделей:
- Благотворительность. К ней прибегают фонды, которые занимаются социально значимой деятельностью. Бэкеры инвестируют на полностью безвозмездной основе.
- Сделка со свободной ценой. Бэкеры самостоятельно решают, сколько вложить в единицу проекта. Это может быть как 100 рублей, так и 100 000.
- Оставить все. Фаундер получит все собранные средства за вычетом комиссии платформы, даже если цель не будет достигнута.
- Вознаграждение. В этой модели фаундер передает собранные средства команде, которая будет реализовывать проект.
- Все или ничего. Самая жесткая модель. Если фаундер не успевает собрать нужную сумму в срок, то все пожертвования возвращаются бэкерам. Если средства собраны в срок, то компания получает их.
Преимущества и риски краудфандинга
Давайте рассмотрим, какие у краудфандинга есть плюсы и минусы.
Плюсы |
Минусы |
Дополнительные источники финансирования |
Риск потерять сборы, если используется модель «Все или ничего» |
Нет проблем с переговорами и документами |
Краудфандинговой платформе нужно платить комиссию |
Нет нескольких инвесторов, которые будут диктовать свои условия |
Не все проекты можно продвигать через официальные платформы |
Оценка успешности идеи по отклику аудитории |
Недоверие со стороны аудитории. Известны случаи, когда фаундеры обманывали инвесторов, поэтому многие компании, которые не могут представить обоснование реализации проекта, остаются без денег |
Как запустить краудфандинговую кампанию?
- Проанализируйте аудиторию и прогрейте ее интерес. Перед стартом нужно понять, какое именно предложение заинтересует аудиторию: бонусы, часть прибыли или акции. До того, как начнется сбор, о нем необходимо рассказать, показав привлекательность идеи.
- Выберите краудфандинговую платформу. В текущей ситуации лучше использовать отечественные решения. Изучите правила каждой площадки и выберите ту, что вам больше подходит.
- Создайте проект. Расскажите о нем как можно более подробно, чтобы инвесторы увидели его привлекательность. Добавьте иллюстрации, видео, инфографику — все, что может добавить интерес к предложению. Укажите необходимую сумму и срок, за который нужно собрать средства.
- Поддерживайте обратную связь с аудиторией. Рассказывайте, как продвигается проект, выкладывайте свежие материалы и информируйте о своих шагах. Это повышает доверие и помогает приводить новых инвесторов.
Краудфандинг — это хороший вариант найти финансирование для проекта, остаться его хозяином и набрать аудиторию одновременно. Главное — оценить все риски, и тогда ваша идея точно будет реализована.