Е.В.Аксёнов ответил на вопросы журнала «Банки и Деловой Мир» об итогах уходящего года и прогнозах на 2012 год
В декабрьском номере журнала «Банки и Деловой Мир» традиционно подводятся итоги уходящего года. Редакция обратилась к ведущим представителям банковского сообщества с просьбой рассказать, как они видят самые значительные достижения банковского сектора в 2011 году, какие понесены потери и что будет угрожать банковской системе в 2012 году. На вопросы ответили А. Г. Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России, А. В. Мурычев, первый исполнительный вице-президент РСПП, П. П. Нефидов, генеральный директор Финансово-банковского Совета СНГ, руководители российских банков, коллекторских агентств, финансовых компаний, эксперты и аналитики.
Е. В. Аксёнов в ответах на вопросы журнала сделал акцент на переоценке рисков.
Журнал «Банки и Деловой Мир» № 12 (204) декабрь
Переоценка рисков
Евгений АКСЕНОВ
Председатель правления «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО)
1.Каковы, на ваш взгляд, самые значительные достижения банковского сектора в 2011 году (преодоление
— Прежде всего, российская банковская система вышла из кризиса более здоровой: существенно сократился уровень проблемной задолженности, повысилась эффективность бизнеса, снизился уровень внешнего долга, улучшилась управляемость ликвидностью. И несмотря на то, что проявление кризисных сигналов
Но главное, что изменилось – это отношение банкиров к принятию рисков. И последний кризис этому в значительной степени помог. Несмотря на улучшение макроэкономической ситуации в конце 2010 года, не произошло безумной гонки, например, по снижению процентных ставок или по скорости вхождения в зону рискованного бизнеса. Во многом благодаря этому мы видим, что к третьему кварталу 2011 года, с приходом новой волны кризисных явлений, банкиры оставались в
Помимо прочего, были решены задачи повышения эффективности бизнеса. Очень многие банки начали пересматривать свои постоянные затраты и массово их снижать, стал более адекватным уровень внешних займов и более сбалансированное отношение к валютной позиции. Повторюсь, поскольку это очень важно, стало существенно более эффективным управление ликвидностью не только банками, но и регулятором в отношении всей банковской системы.
2.Каковы самые значительные проколы и потери сектора в 2011 году (скатывание по
— Самое главное – надежды на то, что кризис отступит, не оправдались. Август и сентябрь показали, что в очередной раз его вялотекущая фаза заканчивается и наступает фаза активная. И абсолютно неважно, кто является генератором обострения, внешние или внутренние рынки, банкирам от этого не легче. На данный момент – это факт.
Ситуация с оздоровлением Банка Москвы — самая большая потеря и самый большой прокол. Когда такое происходит с системным банком, лишний раз задумываешься, насколько эффективным должен быть надзор. Ведь пока получается, что несмотря на хорошую финансовую отчетность, внутренняя ситуация в банке известна только либо собственнику, либо менеджеру. И при пристальном контроле регулятора за деятельностью малых и средних банков, достаточен ли его уровень для банков крупных? Выявленные в Банке Москвы проблемы оказались настолько масштабны, что пошатнули у многих инвесторов и экономистов доверие к российской банковской системе в целом.
3.Какие серьезные риски будут угрожать банковской системе в 2012 году?
— Основные риски исходят из Европы. Проблемы суверенных долгов стран PIIGS могут при худшем сценарии привести к развалу зоны евро, но даже в случае развития событий по более благоприятному сценарию, Европе не избежать существенного замедления роста, а возможно, и рецессии. Эти события будут отражаться как на темпах роста экономики России в целом, так и на банковском секторе страны. У российских банков будет ограниченный доступ к внешнему фондированию, а волатильноть рынков будет нести повышенный рыночный риск.
Но не исключены и внутренние риски, связанные с возможным ослаблением рубля, оттоком капитала и ростом проблемной задолженности.