Москва
связаться с нами
8-800-100-1-321 Бесплатный звонок по России
+7(4162) 222 333 Для звонков из-за рубежа
ГлавнаяНовости
ГлавнаяНовости
Новости


Стабилизирующий фактор

Азиатско-Тихоокеанский Банк встретил кризис во всеоружии


Для Азиатско-Тихоокеанского Банка 2008 год стал годом стабильного роста и значительного расширения филиальной сети, несмотря на кризисные явления, стремительно ворвавшиеся в российскую экономику. В 2008-м АТБ открыл свой сотый офис и существенно улучшил позиции в рейтингах российских банков.
О том, как выстраивалась банковская политика в это непростое время, что явилось стабилизирующим фактором, и каковы ближайшие планы на 2009 год, «ДК» рассказал заместитель председателя правления «Азиатско-Тихоокеанского Банка» ОАО Александр НЕПОМНЯЩИЙ.

— Александр Владимирович, какие самые яркие достижения банка в минувшем году Вы можете отметить, довольны ли вы итогами года?
- Безусловно, мы довольны итогами работы нашего банка и в 2008-м и во все предыдущие годы. К началу финансово-экономического кризиса наш банк оказался готовым. Во-первых, у нас был существенно увеличен капитал, что позволило нам стать одним из самых устойчивых банков по соотношению собственных средств к активам — более 18%. По банковской системе России данный показатель колеблется в пределах 12%.
Во-вторых, мы сумели создать серьезные резервы денежных средств в кассе и на корреспондентских счетах банка в размере почти 3 млрд. рублей, что более чем на 25% покрывает все привлеченные банком средства. Безусловно, такой запас текущей ликвидности делает банк особо устойчивым, даже в условиях экономического кризиса.
За последние несколько лет мы сумели сформировать серьезный задел в виде резервов на возможные потери по ссудам. Так, по состоянию на 01.01.09 г. они почти в три раза превышают объем просроченной задолженности. И даже если невозвраты  увеличатся в три раза, это не отразится на величине нашей прибыли, а она по итогам 2008 года приблизилась к 500 млн. рублей.
Структура бизнеса, которую мы создали, также способствует нашей устойчивости. Мы имеем высокий уровень диверсификации, как по пассивной базе, так и по кредитному портфелю: это и малый бизнес, и крупные компании, и  население. Диверсифицированы и наши доходы, существенную их часть дают не кредиты, а комиссии за расчетно-кассовое обслуживание, переводы и иные платежи.
В начале 2008 года банк выделил для себя несколько приоритетов. Во-первых, рост капитала банка более чем в 2 раза, и эта задача была успешно выполнена. На первое января 2009 года собственный капитал Банка превысил  2,8 млрд. рублей, а объемы чистых активов увеличились в 1,5  раза. Во-вторых, расширение региональной сети Банка. Если на начало 2008 года по всей стране работало не многим более 65 отделений, то к концу их стало уже 103. Появились филиалы в Иркутской и Сахалинской областях, Красноярском крае, республике Хакасия и городе Москве.
- Как вам удалось минимизировать влияние кризиса?
— Банковская сфера в первую очередь пострадала от кризиса. Хозяйствующие субъекты иностранных государств начали активно выводить деньги из России. У нашего Банка не было краткосрочных и среднесрочных кредитов перед иностранными кредиторами, наоборот, в момент, когда наступил кризис, Международная Финансовая Корпорация, учредителем которой является и Правительство РФ, инвестировало 950 млн. руб. через вхождение в капитал банка и стала одним из акционеров и владельцем 10% акций АТБ.
Другим стабилизирующим фактором стало то, что наш банк принципиально не работал на рынке акций,  сосредоточив бизнес на обслуживании предприятий и населения Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов. И если поначалу мы, как и многие банки, ощутили некоторую тревогу наших вкладчиков, то уже в декабре банк зафиксировал значительный приток вкладов населения, который продолжается и по сей день.
Также с учетом сложившейся ситуации мы начали проводить гораздо более консервативную политику по вложению (размещению) кредитных ресурсов, дабы максимально минимизировать возможные риски в будущем.
- Планы на текущий год пришлось корректировать?
— Мы, как и многие, скорректировали свою стратегию. Но даже с учетом того, что мы по максимуму сократили программу открытия новых подразделений, в 2009 году наша сеть достигнет 130 отделений. Серьезные планы и по внедрению новых продуктов: это система переводов «Золотая Корона», введение программного комплекса «ГОРОД» для автоматизированного приема коммунальных платежей, внедрение интернет-банкинга. Вообще, АТБ активно повышает свою технологичность на базе недавно внедренного у нас программного обеспечения компании ЦФТ. Мы ставим перед собой задачу уже к концу 2009 года стать одним из самых высокотехнологичных банков России. Настало время вплотную заняться эффективностью: сократить расходы, повысить качество кредитного портфеля и т. п. Чтобы когда кризис закончится, продолжить активное развитие и региональную экспансию. Следующими на очереди будут Западная Сибирь и Урал.
Василий МАРКОВЕЦ