Благодаря нашим статьям всё больше людей узнают, как противостоять мошенникам и защитить свои средства. И если за молодежь, за людей среднего возраста мы более-менее спокойны, то о людях старшего поколения такого пока, к сожалению, сказать нельзя.
В этой статье мы обращаемся к вам с простой просьбой – поговорите с вашими родителями, родными и близкими старшего возраста, с теми, кто наиболее беззащитен перед мошенниками. Когда-то они обучали нас, оберегали от опасностей и помогали во всём. Теперь пришла наша очередь помочь им избежать проблем в мире постоянных перемен.
Расскажите им о мошенниках и о схемах, которые они используют. Дайте рекомендации, как противостоять злоумышленникам, как отвечать на звонки, что делать, чтобы сохранить средства. Один разговор по душам на практике эффективнее десятка статей.
Расскажите о ситуациях, когда звонивший представляется родственником, попавшим в аварию, и вымогает деньги за то, чтобы его отпустили; о звонках из якобы служб безопасности банков с предложением срочно перевести деньги на безопасный счет; о СМС с информацией о срочном блокировании перевода с подтверждением по ссылке; о работе с личным кабинетом, банкоматом, банковской картой, счётом, вкладом или кредитом. О том, что должно быть в договоре банковского вклада, а чего там быть не может. О том, какие средства застрахованы, а какие нет. О принципах парольной защиты и двухфакторной идентификации.
Но и этого иногда недостаточно. Мошенники могут быть убедительными даже для подготовленного человека.
«Некоторое время назад мне позвонил друг и сказал, что ему только что звонил непонятный “лейтенант безопасности” из банка, где у него открыт счёт. И разговор прервался только из-за проблем со связью. Мой друг – разумный взрослый человек, работающий на руководящей должности, просто растерялся в разговоре с мошенником и не знал, что ему делать. Он чуть было не предоставил ему доступ к личному кабинету. В итоге мы заблокировали его карту, сменили доступ и сообщили в банк о мошенниках. Несмотря на то, что друг растерялся, он сделал правильную вещь – позвонил мне», – рассказывает Максим Сёмов, эксперт АТБ по финансовой безопасности.
Вот несколько советов, которые помогут обезопасить ваших родственников от действий мошенников и потери финансов:
- Сообщите вашим близкими, что в случае звонка от неизвестного на любую тему, связанную с финансами, они должны взять паузу и позвонить вам. Как бы их не торопили, что бы им не говорили, чем бы не угрожали. Если речь идет о звонке неизвестного по финансовой тематике – правильное поведение: прекратить разговор и позвонить вам. Далее уже вы, оценив ситуацию, предпримете нужные шаги.
- Обсудите, что можно сделать, если до вас не дозвониться: как заблокировать карту, когда это необходимо, в какой последовательности, куда звонить, как и кому сообщить о мошенниках.
- Ознакомьте родственников с материалами на тему противодействия мошенничеству. Они есть на сайте Банка России, Ассоциации развития финансовой грамотности, Министерства финансов, на сайтах банков, в том числе на сайте Азиатско-Тихоокеанского банка. Еще повысить уровень финансовой грамотности можно в местных социальных организациях: советы ветеранов, организации социального обеспечения, клубы пенсионеров. Они проводят встречи с пожилыми людьми на тему финграмотности.
И напоследок расскажем про ещё одну уловку мошенников, нацеленную прежде всего на людей пенсионного возраста. Им часто стали звонить и представляться организациями медицинского характера. Злоумышленники называют имя, отчество, фамилию и предлагают записаться на приём.
Пример звонка: «Добрый день. Зинаида Петровна? Вас беспокоят из районного кардиологического центра, нам направили информацию из поликлиники по результатам ваших анализов. Вам нужно приехать к нам на приём не позднее такого-то числа. Мы проведём повторное обследование и назначим курс лечения. Наш центр – коммерческая организация, но мы работаем по ОМС, поэтому обследование полностью бесплатное».
Или другой вариант: «В вашем районе сейчас проводится обследование пенсионеров в рамках федеральной программы «Здоровье». Вы будете дома в течение часа? К вам подъедет районный кардиолог, привезёт результаты анализов и проведёт обследование на дому. Подготовьте полис, паспорт. Сейчас он проводит обследование в соседнем доме, через час будет у вас».
На самом деле посещение кардиологического центра или визит непонятного районного кардиолога преследуют одну цель: заключить договор оказания услуг, в рамках которого пациент должен купить сомнительные лекарственные препараты (в лучшем случае – пустышки, в худшем – опасные для здоровья) и заплатить за сомнительные медицинские процедуры.
Поэтому ещё раз просим всех читателей провести разъяснительные беседы с пожилыми родственниками, что все направления на обследования нужно получать только через лечащего врача или участкового терапевта. И никаких договоров на медицинскую помощь без оценки лечащего врача и оценки родственников заключать не следует.
Берегите себя и своих родных. Серьезнее относитесь к вашим финансам, внимательнее проверяйте все предложения, и тогда никакие мошенники вам не помешают достичь финансового благополучия и успеха!