Привлечение инвестиций в бизнес
Становление бизнеса, независимо от его характера, непосредственно связано с инвестициями. Значительные финансовые средства часто требуются для открытия проектов, расширения предприятия и решения других задач. Без участия инвесторов в таких вопросах обойтись практически нереально. Посмотрим, по каким принципам совершается инвестирование и как привлекать деньги в дело.
Разновидности инвестиций
Теоретически, при условии благоприятного финансового климата, стартап или действующее предприятие рассматривается как перспективный источник дохода. Получать его может как собственник компании, так и стороннее лицо. В первом случае требуется наличие профессиональных компетенций и времени на ведение дел. Также в этой ситуации владелец фирмы отвечает за поступление финансов, нужных для развития компании, на нем лежит ответственность за распоряжение капиталом.
Другой вариант — инвестиции в бизнес сторонним лицом, не участвующим напрямую в рабочем процессе предприятия. От решившего вложить деньги не требуется наличия специальных знаний об особенностях работы компании, доля ответственности распределяется, как правило, между инвесторами. Такой подход предполагает различные способы получения прибыли:
- Поиск и покупка ценных бумаг. Если приобретать акции во время их первичного размещения на бирже или непосредственно у эмитента, можно получать прибыль от дивидендов и за счет роста котировок. Таким же образом извлекается прибыль из векселей и долговых облигаций, выкупаемых со временем на конкретных условиях, обговоренных заранее.
- Прямое финансирование субъектов бизнеса. По договору инвестирования или предоставления займа сторона, выделившая финансовые средства организации или индивидуальному предпринимателю, по прошествии определенного срока получает денежное возмещение или ценные бумаги. Помимо денег инвестор может предоставлять транспорт, оборудование или помещение за долю в предприятии или в обмен на фиксированную плату.
- Выкуп доли компании. На начальном этапе часто привлекаются инвестиции в бизнес со стороны. За это инвестор может претендовать на долю в предприятии и получать прибыль, если компания оказывается успешной. Если совладельцев несколько, прибыль распределяется между ними в равных частях или в установленных в соответствии с документально оформленным соглашением пропорциях.
- Вступление в венчурный фонд. Связано с возможностью получать прибыль через посредников в виде источника пассивного дохода. Такой фонд берет на себя функции распорядителя финансами инвестора, подбирая стартапы на свое усмотрение.
- Государственные фонды и институты развития. Это организации, созданные для финансовой поддержки бизнес-структур, выделяют деньги, как правило, из бюджета государства.
Перечисленные способы получения прибыли от инвестирования вполне рабочие, но имеют свои нюансы и требуют грамотного подхода.
Формы инвестирования
Помимо прочего, результативность инвестиций в бизнес непосредственно связана с формой вложений. К ним относятся:
- Займы и кредиты — компания берет деньги у инвестора под определенный процент с условием вернуть в оговоренные сроки. Подобного рода операции подходят развитым компаниям со стабильным доходом.
- Долевое финансирование — инвестор вкладывает деньги в бизнес, чтобы получить свою долю в нем в расчете на прибыль в перспективе. Как правило, таким вариантом пользуются стартапы.
- Конвертируемый заем — инвестируемые средства могут быть конвертированы в долю в капитале предприятия через какое-то время на оговоренных условиях.
- Смешанная форма — предполагается использование сразу нескольких инструментов инвестирования (например, займа и получения доли в компании).
- Роялти — деньги выделяются в обмен на часть прибыли с каждой продажи товаров или услуг.
Выбор формы инвестирования зависит от состояния проекта, планов его развития и других факторов. Все условия должны быть прописаны в юридических документах.
Источники инвестиций
Представителям бизнеса, заинтересованным в привлечении сторонних денег в свой проект, имеет смысл обратить внимание на следующие источники:
- Кредит в банке — распространенный способ как в России, так и за рубежом. Для открытия малого предприятия, как правило, берутся потребительские займы в пределах нескольких миллионов рублей. На нужды крупного бизнеса оформляется банковское финансирование на развитие в более внушительных размерах, исчисляемых десятками и сотнями миллионов.
- Вложения частных лиц или фондов — предприниматель может взять деньги у отдельных лиц или организаций, работающих в формате Family office, если сумеет их заинтересовать своим проектом. Следует учитывать, что чем крупнее фонд, тем меньше вероятность его заинтересованности в сотрудничестве с небольшими компаниями.
- Субсидии и гранты — сегодня для поддержки малого и среднего бизнеса предназначены специальные государственные программы. Они могут выражаться в налоговых льготах, а также в отчислениях из госбюджета. Как правило, субсидии такого рода являются целевыми, то есть получить их может предприниматель, работающий в определенном секторе — сельское хозяйство, цифровые технологии и так далее. Такой способ часто осложнен спецификой деятельности бюрократической системы.
Выбор источника инвестиций обусловлен размерами предприятия, тем, готовый это бизнес или только собирающийся открыться, и другими субъективными нюансами. Также при поиске пути привлечения сторонних денег следует тщательно взвесит все плюсы и минусы сотрудничества и возможные риски в результате заключения долговых обязательств.
Если вы решили воспользоваться банковской услугой, обратитесь в Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ). АТБ предоставляет кредит для бизнеса на любые цели. Получить нужную денежную сумму можно по спецпрограмме, с господдержкой. Малому и среднему бизнесу также доступны классические и экспресс-кредиты. Вся информация о кредитах, которыми могут воспользоваться клиенты АТБ, собрана на одной странице.
Риски инвестирования в начинающие проекты
Поскольку вложение денег в бизнес нацелено на перспективу, нередко достаточно дальнюю, оценить результативность такого распоряжения финансами сразу довольно трудно. Как правило, наиболее оправданным экономически считается инвестирование в предприятия на ранних этапах развития. С другой стороны, при таком подходе существует риск, что дело не заладится. Тому бывает несколько основных причин:
- ошибки в составлении бизнес-плана;
- снижение спроса на услуги или товары;
- некорректная отладка бизнес-процессов;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы и так далее.
Застраховаться полностью от подобных сценариев и свести риски к нулю невозможно, но вполне реально снизить потенциальные убытки путем тщательного анализа объекта инвестирования. Также в этом помогают предварительная оценка рисков, диверсификация инвестиционного портфеля между различными направлениями, совместное (с участием инвестора) управление начинающим предприятием.
Где искать инвесторов
Существует несколько основных направлений поиска потенциальных вкладчиков:
- Площадки для стартапов — специальные интернет-порталы, где начинающие бизнесмены размещают свои проекты, видимые для потенциальных инвесторов.
- Отраслевые мероприятия — питч-сессии, выставки, конференции и подобные события, где есть вероятность встретить инвестора и заинтересовать своим проектом.
- Краудфандинговые платформы — интернет-ресурсы для привлечения инвестиций в бизнесы на ранней стадии.
- Профессиональные сообщества — объединения, в которых инвесторы обмениваются опытом.
- Инкубаторы и акселераторы — программы поддержки начинающих предпринимателей, включающие в себя нетворкинг, менторство, подготовку проектов к презентации.
Также вполне рабочие традиционные способы обрести инвестора — задействовать личные связи или обратиться напрямую к лицу, намеченному на эту роль. Чтобы повысить шансы, следует понимать сферу интереса потенциальных целевых субъектов инвестирования.
Презентация
Важный момент процесса привлечения сторонних денег в бизнес — умение правильно подать свой проект, чтобы заинтересовать инвестора. Для этого необходимо:
- Тщательно отрепетировать речь, в которой должен содержаться краткий (минут на пять—семь), но предметный рассказ о бизнес-проекте.
- Изучить потенциального инвестора заранее.
- Подготовить ответы на возможные вопросы.
- Подобрать аргументы на возражения.
- Слушать, чтобы понять логику другой стороны переговоров.
- Обсуждать условия и быть готовым к компромиссам, не уступая основной позиции.
- Уметь работать с возражениями путем предоставления веских аргументов.
- Наметить следующие шаги, касающиеся предоставления документов, новых встреч и так далее.
- Уметь вести несколько переговоров с разными инвесторами.
Результативность презентации и переговорного процесса определяется глубиной проработки темы и мастерством подачи материала, умением доходчиво и убедительно обосновать выгоду для инвестора вложить деньги именно в этот проект.